Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы служит экспертиза ДТП, которую в различных случаях граждане зачастую разнолико именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Однако ни одно из указанных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более семи лет тому назад, большинство практикующих юристов, судей, адвокатов, следователей продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс экспертиз, не определяя точного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного обозначения данного исследования, в практике довольно часто всплывают ситуации, когда в офис какой-либо организации, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы уголовного дела, где требуются специальные познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, дорожной разметки, полотна дороги).

Возникает нехорошая ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются из-за безграмотности участников процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте происшествия: состояние покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• текущее состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и прочих объектов по полотну автодороги;

Выяснение факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия, неверное расположение дорожных знаков и прочие отрицательные условия дорожной ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо глубокое изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

В частности, в ситуациях, где основной причиной происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.